Курсовая общая характеристика основных теорий п

Курсовая Общая характеристика основных теорий происхождения государства

Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ ГОСУДАРСТВА.. 5
1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПРОЦЕСС.. 5
1.2. ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВА.. 10
1.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА.. 13
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 19
2.1. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ. 19
2.2. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ. 20
2.3. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ. 22
2.4. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА. 23
2.5. ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27
ГЛОССАРИЙ.. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 31
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 32


Целью данной курсовой работы является общая характеристика основных теорий происхождения государства.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть подходы к происхождению государства.
3. Дать характеристику основных теорий происхождения государства.
Предмет исследования: общая характеристика основных теорий происхождения государства.
Объект исследования: государство.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что государство занимало, занимает и будет занимать большое место в развитии человечества. Происхождение государства по своему определению - это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества.
Само возникновение государства связано с качественными изменениями, происшедшими в жизни первобытных людей в эпоху неолита (5 – 9 тысяч лет назад). В этот исторический период человечество перешло от присваивающего к производящему способу взаимоотношения с природой, что вызвало кардинальные перемены во всех сферах жизни первобытного общества.
Прежде всего, изменения произошли:
1. в экономике - к разделению общественного труда, росту его производительности, обмену продуктами труда, увеличению массы общественного богатства, возникновению разнообразных форм собственности;
2. в социальной сфере - к интенсивному росту численности населения, появлению наряду с семьей совершенно новых форм общностей людей (различных профессий, богатых и бедных, свободных и несвободных), резкому повышению роли отдельной личности в системе социальных связей, разделению и противоречивости интересов личности, социальных групп, общества в целом;
3. в духовной сфере - к интенсификации интеллектуальной деятельности, переходу от мифологического к рациональному типу мышления, возникновению науки и идеологии, отделению сферы духовного производства от сферы материального производства.
В результате данных изменений вместо первобытного общества возникла разнородная социальная структура, основанная на многообразии, различии и противоречиях интересов людей. Возникла и необходимость обеспечить управляемость всем обществом в условиях его социального расслоения. Она определила постепенную замену родовых органов власти (сходов, старейшин, военачальников), приспособленных к управлению социально однородным обществом, государством, приспособленным к управлению социально дифференцированным обществом.


[1].
Постепенно усложняется внутренняя организация семейно-родовых групп, их члены приобретают новые навыки, начинается разделение труда (на земледельческий, скотоводческий, ремесленный и пр.). Все это способствовало повышению эффективности общественного и коллективного в своей основе производства. Производящее хозяйство могло не только удовлетворять минимальные жизненные потребности членов семейно-кланового коллектива, но и создавать прибавочный продукт. Он первоначально реализовывался по принципу внутриродового обмена, но постепенно все чаще приобретал характер товара. Становление товарного производства вело к дальнейшему росту прибавочного продукта, к накоплению богатства, которого не было ранее в родовом обществе. Появилась объективная основа для возникновения имущественного неравенства между отдельными семейно-клановыми общинами, а также и в самих родовых группах.
Рост общественного продукта привел к углублению имущественных различий и к закреплению за общинно-родовой верхушкой имущественных, и социальных привилегий. В новых условиях занятие родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, что было характерно для предшествующего этапа общинного строя, но и особый, более высокий статус[2].
Система социального ранжирования не означала отказа от принципа натурального обмена. Предоставляемые лидеру все увеличивающиеся имущественные и иные привилегии рассматривались лишь как эквивалент тем достаточно сложным функциям, которые он теперь осуществлял, и той серьезной ответственности, которую он на себя принимал. Обязанности вождей семейно-родовых общин становились все более многообразными. К их числу относилась организация общественных работ, перераспределение земельных участков по мере изменения численного состава группы, поддержание отношений с соседними семейно-клановыми коллективами. К этим функциям, ставшим более или менее традиционными, добавилась новая и важнейшая редистрибутивная функция перераспределения прибавочного продукта, который добывался или производился не лидером лично, как это было на стадии обмена, а усилиями всей группы. Уже здесь закладывались элементы системы эксплуатации.
Власть вождя по-прежнему сохраняет внутригрупповой характер. Но осуществляемые им функции, приближают его власть к политической, государственной, поскольку она приобретает большую степень силы и обязательности для членов семейно-родовой общины. Она становится в большей степени властью положения, самого высшего управленческого статуса и не связывается, как это было прежде, с личными качествами лидера. Властные функции вождя начинают приобретать наивысшую ценность в глазах членов группы, которые все чаще вступают в острое соперничество за лидерство. Стремления к власти подкрепляются желанием навязывать свою волю коллективу, получать от власти совершенно определенные имущественные и личные привилегии[3].
Можно отметить, что одним из важнейших последствий неполитической революции, имевшим прямое отношение к генезису государства, было развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур. Возникновение и эволюция этих структур проходили во многом спонтанно и приобретали под воздействием конкретно-исторических фактов различные формы. Некоторые из них были типичными для одних народов, но не получили развития у других. Особо заметную роль в процессе становления государственности сыграл племенной строй. Однако в современной литературе его универсальность и значимость иногда ставятся под сомнение[4].
Деятельность племенных органов способствовала организации коллективных работ, расширению связей между семейно-клановыми группами, урегулированию межклановых конфликтов, а также отношений с другими племенами. Первоначально эти органы решали лишь те вопросы, которые выходили за пределы интересов отдельных семейно-клановых групп.
Можно так же отметить, что важным этапом в предыстории государства и права стало, наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции, формирование принципиально новых основ управления обществом, являющимся по своей сути предгосударственным.


Целью данной курсовой работы выступал общая характеристика основных теорий происхождения государства.
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть подходы к происхождению государства.
3. Дать характеристику основных теорий происхождения государства.
И в заключение необходимо отметить, что уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями.
Кажется вполне понятным то, что еще в древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Было создано множество различных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется разнообразием исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
В данной курсовой работе не было смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотренные в курсовой работе теории различают государство и общество и выделяют происхождение государства в качестве специфической области исследования.


А.Н. Радищев - (1749-1802) - русский писатель, просветитель, философ, основоположник революционного направления в русской общественной мысли.
Аристотель - (384-322 до н.э.) - великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы. Согласно завещанию, был похоронен в родной Стагире.
Б. Спиноза - Бенедикт (религиозное имя - Барух) (1632-1677) - нидерландский философ - материалист, пантеист, основная философская идея которого в том, что «Бог осуществляется в вещах».
Ж.Ж. Руссо - Жан-Жак (1712-1778) - французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель.
Власть - форма влияния, при которой индивидуум, группа или организация имеют возможности добиться изменения поведения других людей даже вопреки их воле.
Г. Гроций - (Grotius, de Groot), Гуго, знаменитый голландскийандский юрист и государственный деятель, 1583-1645. Основатель науки международного права: «De jure belli et pacis» (русск. перев.)
Г. Тард, - Габриель (1843-1904) - французский психолог, социолог и криминолог, один из основателей психологического направления в западной социологии.
Государство - Организация классового господства, имеющая своим назначением охрану экономических и политических интересов господствующего класса и подавление враждебных классов.
Дж. Локк - английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма.
Е. Дюринг - Евгений, немецк. философ, экономист, родился в 1833, 1864-77 прив. доцент берлинск. унив., рано ослеп. Свою философ. систему назвал «философией действительности»
К. Каутский, - Карл (1854-1938) - немецкий историк, экономист, социолог и публицист, один из лидеров и теоретиков социал-демократии и II Интернационала.
К. Маркс - Карл (1818-1883) - немецкий социолог, философ, экономист. Изучал право, философию, историю, историю искусств в Бонне и Берлине (1835-1841).
Л. Гумплович, - австрийский экономист и социолог польского происхождения. Родился в Кракове 9 марта 1838. Учился
Л.И. Петражицкий - Лев Иосифович, юрист, профессор спб. университета; член первой Государств. Думы от СПБ., конституционалист-демократ.
Михайловский, - Николай Константинович (1842-1904) - русский социальный философ и социолог, литературный критик, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым) субъективной социологии.
Неолит - от греч. neos - новый и lithos - камень), новый каменный век, период (около 8-3-го тысячелетий до н.э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему
Неолитическая революция - (neolitic revolution) - произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества. Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд, близкий по своим концептуальным предпочтениям к марксизму и предложивший термин по аналогии с марксистским понятием «промышленная революция».
Общественный продукт - совокупность потребительских стоимостей, созданных в обществе в процессе производства. Общественный продукт включает средства производства и предметы потребления.
Первобытнообщинное общество - первичная архаическая формация, характеризующаяся: - общей собственностью на средства производства; - коллективным трудом и потреблением; - низким уровнем развития производительных сил.
Т. Гоббс - Томас (1588-1679) - английский государственный деятель и философ. Окончил Оксфордский университет (1608).
Товарное производство - товарное производство, форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена; возникает на основе общественного разделения труда
Ф. Энгельс - Фридрих (1820-1895) - немецкий философ, социолог, сооснователь (вместе с Марксом) идеологии «научного социализма».
Формация - стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая этой стадии и определяемая способом производства
Цивилизация - признаков общественного и политического уклада и духовного развития, отличающих высокую степень развития человеч. общества от первобытн. состояния.


1. Алексеев В. П., Перший, А.И. История первобытного общества. М., 1990.
2. Аверина Т.Н. История развития права. М., 1999.
3. Бутенко А.П. Государство и право и его вчерашние и сегодняшние трактовки/ Государство и право. 1993
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1996.
5. Гоббс Т. Сочинения. М. 1991. Т. 2.
6. Гумиловчч Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.
7. Исаева Д.К. Теория государства и права. М., 2001.
8. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1976.
9. Лившиц Р.3. Теория права. М., 1994.
10. Локк Д. Сочинения. М., 1988. Т. 3,
11. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.
12. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.
13. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М„ 1998. Т. 1-Гл. 3.
14. Общая теория права / Под ред. А.С .Пиголкина. М., 1995.
15. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева, М., 1996.
16. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999. Гл. 2.
17. Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М., 1999.
18. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 2003.
19. Сызранов С.С. Происхождение права. М., 2000.
20. Яковлев И.А. Мир права. М., 2003.
21. Ярошевский М.Г. Теория государства и права. М., 2000.


Рис. 1. Признаки государства

Рис. 2. Причины возникновения государства




[1] Ярошевский М.Г. Теория государства и права. М., 2000 с. 358.
[2] Бутенко А.П. Государство и право и его вчерашние и сегодняшние трактовки/ Государство и право. 1993 с. 116.
[3] Алексеев В. П., Перший, А.И. История первобытного общества. М., 1990. с. 58.
[4] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1996. , Аверина Т.Н. История развития права. М., 1999 с. 45.

Бесплатный конструктор сайтовuCoz